ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РЕДАКТОРОМ И АВТОРОМ: ПРОЦЕСС ПЕРЕГОВОРОВ И ЭТИКЕТ

Автор статьи: Dasha K
Перевод: demensys


------------------------

В предыдущей статье "Редакторы: найти хотя бы одного сложнее, чем сходить на свидание вслепую" я рассказала о том, как найти редактора. Теперь мне бы хотелось более детально поговорить о том, что произойдет, когда вы, автор, найдете редактора.
Безусловно, все авторы разные, и у каждого есть свой собственный уникальный опыт общения с редакторами. Я могу рассказать только о том, что сама усвоила после двухлетнего опыта написания и редактирования fan fiction. Исключительно для того, чтобы "поделиться рекомендациями", я редактировала работы более чем 30-ти разных авторов, а мои работы редактировались 15-ю или около того редакторами. Больше года мои истории редактировались двумя очень талантливыми авторами - Plausible Deniability и Gwen. Я серьезно сомневаюсь, что опубликовала бы историю, которую я написала и судьба которой мне не безразлична, без предварительной консультации с ними. Иногда, работая над историей и чувствуя себя очень неуверенно, я предпочитала услышать мнение и получить помощь также и других редакторов. В основном мой собственный редакторский опыт и опыт редактирования моих работ другими можно назвать положительным. Но есть несколько примеров, когда он оказывался отрицательным.
Первое, что вы должны сделать, как автор, вступающий во взаимоотношения с редактором, - сформулировать то, что вам нужно. Какого рода помощь вы ищете? Совет относительно грамматики и правописания? Или вас больше волнует раскрытие образов? Или вам кажется, что ваш язык недостаточно плавен? Если единственное, что вам нужно, это корректура, а ваш редактор заваливает вас тоннами комментариев на тему, что, по его мнению, Скалли не стала бы действовать так в подобной ситуации, - вы рискуете тем, что будете находиться в состоянии постоянного раздражения. Если вам требуется "глубоко проникающее" редактирование, а ваш редактор просто замечает, что вам следует перестать писать "все в порядке" слитно, - вы будете разочарованы редактором, который вам достался.
Обсудите эти вещи с вашим будущим редактором. Расскажите ему, с какими проблемами вам приходится сталкиваться и чего вы ожидаете от него.
В свою очередь, ваш редактор должен быть в состоянии рассказать вам, что он может для вас сделать. Если он действительно не силен в грамматике, он должен предложить вам поискать кого-нибудь другого для такого рода помощи. Я обычно говорю людям, чьи работы я редактирую, что я известна как "Самый медлительный редактор в мире". Так и есть. Мне очень стыдно. Но дело в том, что реальная жизнь и мое собственное писательство превалируют над моими редакторскими обязательствами. Если я с энтузиазмом работаю над своей историей, мне очень трудно взяться за чью-то еще. Но я обязательно примусь за нее через несколько дней.
Если ваш редактор выдает вам только положительные комментарии, вы, может быть, передумаете работать с этим человеком. Во всех историях есть что-нибудь, над чем надо поработать. Вы должны спросить себя: "Хочу ли я, чтобы моя история максимально приблизилась к совершенству?".
Это может быть затруднительно - встретиться с конструктивной критикой. Я помню свою работу с автором над одним из первых его произведений. Автор была журналисткой и привыкла к критике в этой сфере, но никогда не получала критических отзывов на свои fan fiction. Она говорила, что ей было очень тяжело принимать критические комментарии, хотя я вовсе не была грубой или резкой. Я ей сочувствовала. Я иногда внутренне сжимаюсь, читая то, что мои редакторы считаю нужным мне сказать. Чаще всего потому, что я не могу поверить, что сделала столько идиотских мелких ошибок, но иногда потому, что осознаю, что мне придется полностью переписать историю, чтобы сделать ее лучше.
Но - и я вынуждена еще раз это подчеркнуть - критика должна быть конструктивной, без какой-либо другой мотивации, кроме как сделать вашу историю великолепной. Если ваш читатель высказывается резко и ничему вас не учит, вы ничего не сможете сделать для улучшения вашей истории. Я помню одного редактора, который говорил мне: "Концовка вашей истории мне не понравилась". Она не сказала, почему концовка истории оставила ее неудовлетворенной. Когда я попросила ее уточнить, она сказала: "О, не знаю, может быть, я просто сегодня в дурном настроении". Мне это совсем не помогло. Как я могу улучшить окончание истории, если не знаю, что же там не в порядке? Редакторы, чья критика не конструктивна, - это не те, с кем вам следует работать.
Вы не обязаны прислушиваться к каждому замечанию вашего редактора. Я всегда принимаю во внимание внесенные моими редакторами изменения, если они касаются грамматики, словоупотребления и пунктуации. Они знают об этом гораздо больше, чем я. Тем не менее, когда речь заходит о разработке характеров и сюжете, иногда мне приходится благодарить - и не соглашаться. Поскольку мои редакторы - необычайно умные люди, я обычно слушаю их, но иногда предпочитаю следовать своей интуиции в том, что касается моей истории и того, что будет для нее правильно. Один из моих ранних редакторов (с которым я никогда после этого не работала) сказал мне, что, по его мнению, Nightclub Jitters - отвратительная история, что Малдер там жалок, и что будет лучше, если я уничтожу ее и начну писать заново. Слава Богу, я посоветовалась с двумя другими авторами, которые умоляли меня не соглашаться с моим редактором, или я никогда бы не отважилась опубликовать эту историю, которая, как потом оказалось, стала самой моей любимой историй из написанных мной же. Однако, замечание для авторов: если вы совсем не слушаете своих редакторов, вам следует поразмыслить на тему - к чему вам вообще беспокоиться и подвергать свою историю редактированию.
Это может быть трудно - отдать свою историю на редактирование. Такое ощущение, что вы отправляете своего ребенка в холодный мир для того, чтобы ему дали объективную оценку. Просто расслабьтесь и шепните себе: "Я хочу опубликовать хорошую историю, я хочу опубликовать хорошую историю…"
Вы как автор тоже несете ответственность перед своим редактором.
Вот то, о чем никогда не следует забывать, - благодарить своего редактора. Со мной недавно приключилось такое, и я до сих пор расстроена.
Есть два формы для выражения благодарности, и вы, вероятно, должны использовать обе. Прежде всего, получив комментарии вашего редактора и прочитав их, убедитесь, что вы отправили ответное сообщение с благодарностью за то, что он нашел время поработать с вами и вашей историей. Это также позволит вашему редактору узнать, что вы получили его комментарии. Потому что в этом дурацком мире электронных сообщений - кто знает, получил он их или нет? А когда вы публикуете свою историю - не забудьте поблагодарить редактора в авторских примечаниях. Не поблагодарить своего редактора - самый легкий способ гарантировать, что он никогда больше не будет с вами работать.
Убедитесь, что вы сначала попросили разрешения у редактора, а не просто отправили ему свою историю без всяких предисловий. Думаю, вполне нормально вежливо попросить о редактировании и вложить текст истории в сообщение. Недавно автор прислал мне историю, не снабдив ее никакими комментариями, и у меня было сильное искушение отправить ее обратно с припиской: "Ну так и что, по вашему мнению, я должна с этим делать?". Другой автор просто прислал мне второй вариант своей истории, не попросив просмотреть его. Сейчас я обычно не загружаю своих редакторов более чем одним вариантом истории, но некоторые люди загружают. Вы, вероятно, должны обсудить до того, как ваш редактор начнет работать для вас, хотите вы или нет, чтобы он читал ваши истории многократно. Иногда это занимает гораздо больше времени, чем ваш редактор сможет себе позволить.
Вам, наверное, следует выяснить, как редактор относится к работе над длинной историей, существующей в виде одного файла. У всех может быть разное мнение на этот счет, но я чувствую себя настолько подавленной необходимостью прочитать за один раз историю объемом более 100 К, что иногда откладываю чтение на неопределенное мнение. Я предпочитаю читать историю по мере того, как автор ее пишет, небольшими отрывками. Хотя я понимаю, что многие авторы не любят показывать свои творения никому до тех пор, пока не закончат их полностью.
Убедитесь, что вы и редактор имеете одинаковое представление о времени. Как я уже говорила, я очень медлительный читатель. Если кто-то передает мне историю романной длины, мне понадобится неделя или больше, чтобы его как следует отредактировать. Я так прямо автору об этом и скажу. Если вы как автор нуждаетесь в срочном редактировании, скажите об этом редактору. Если время для вас не имеет значения - скажите об этом тоже.
Не хочу показаться банальной, но успех взаимоотношений "автор - редактор" зависит от общения. Если вы не говорите своему редактору, что вам нужно, вы этого не получите. А если вы относитесь к нему без должного уважения и восхищения, которое он заслуживает, - ваши отношения не будут продолжаться долго.
И в заключении я хочу поблагодарить всех тех замечательных людей, которые потратили свое драгоценное время, помогая мне в моих писательских трудах. Я бы назвала вас всех по именам, но боюсь, что могу кого-нибудь забыть. Но я хочу надеяться, что благодаря вашим усилиям достигла некоторых успехов на этом поприще. И все-таки я хочу поблагодарить своих верных друзей и редакторов Plausible Deniability и Gwen. Я бы не оставалась здесь, если бы вас не было рядом со мной.
Удачи вам!

назад

------------------------

 

  design by SAGITTA © 2002, content by DEMENSYS and AUT
почта основной раздел форум DD Portal введение в фанфик новости главная гостевая